В маркетинге роль цвета очень важна. Оценивая новый товар или визитную карточку компании, более 80% потребителей ориентируются на него.
Цветовые предпочтения не являются международной категорией. При визуальном оформление рекламных материалов рекламисты должно ориентироваться на менталитет и традиции жителей страны, рынку которой адресованы товар или услуга. Жители Европы и Азии по-разному оценивают цвета. Современный мир становится все более космополитичным, поэтому более востребованным становится аутентичный дизайн.
Дизайн перенял много чисто художественных техник. Дэвид Эйри, независимый дизайнер, работающий с логотипами, в книге “Логотип и фирменный стиль” (“Logo Design Love: A Guide to Creating Iconic Brand Identities”) приводит в пример работу над логотипами одного из дизайн-бюро. Художники предлагают клиенту в качестве черновика рассмотреть вариант фирменного знака в карандаше. Оттенки серого позволяют беспристрастно воспринимать изображение. Цвет оживляет форму, наводит на ассоциации о деятельности компании.
Влияние цвета на психику
Айдентика предполагает манипуляции с ограниченным цветовым набором, результатом которых должен быть определенный эмоциональный отклик аудитории. Символизм цвета в этой работе на первом месте. Тенденция последнего времени такова: чем более узнаваем логотип, тем проще он становится с каждым ребрендингом.
Энид Верити, в популярной книге “Наблюдения за цветом” сравнивает чистоту цвета с чистотой эмоций, которые он несет: основные цвета передают самые сильные эмоции, второстепенные, смешанные – отвечают за сложные, смешанные чувства.
Белый воплощает невинность на Западе, а народы Африки верят в то, что он символизирует душевную чистоту умерших.
В современной моде черный – мощный цвет утонченной элегантности.
Черно-белая комбинация – тренд на все времена, ему придают значение стабильности.
В ситуации с красным цветом представители разных культур согласны друг с другом: это цвет энергии, страсти, мужественности. Именно красный выбирают магазины для ценников в периоды распродаж: он привлекает внимание и способствует учащению пульса.
Толкования желтого бывают противоположными: ему приписывают радость, счастье или зависть, трусость и предательство. Психологи придают желтому цвету способность улучшать концентрацию, ускорять принятие решений, в дизайне он символизирует все, что связано с молодежной модой.
Загадочен синий цвет. Его очень много вокруг: вода и небо. Сегодня синему придается значение меланхолии, уверенности и спокойствия. Еще это цвет духовности, простоты и легкости восприятия жизни.
Синий цвет, основной в логотипе главного продукта компании Pepsico, вызывает ассоциацию со свежестью, качеством и пользой напитка.
Зеленый – символ надежды, зарождающейся жизни. Еще символизирует природу, юность, экологию, безопасность. Поэтому цвет популярен в логотипах банков и косметических компаний: Kiwi Bank, Garnier, Heineken и другие.
Оранжевый – выражает тепло и энергию. Это цвет компании Kodak, Nikelodeon, один из цветов Harley Davidson.
Близкий к черному пурпурный цвет – символ силы и храбрости. Медалью “Пурпурное сердце” награждали за мужество.
Розовый цвет – символ женственности, насыщенный оттенок используют, продвигая товары для женщин. Нежный, светлый цвет – символ безмятежности и счастья, часто его можно увидеть в рекламе товаров для юных леди.
Коричневый и его оттенки – не самый простой цвет. С его помощью можно вызвать как приятные, так и отталкивающие ассоциации. Это естественный, природный цвет земли, грязи, глины, древесины. В разработке логотипов его мало используют, в основном, – строительные компании.
Фиолетовый символизирует спокойствие и умиротворение, а также утонченность. Логотип кабельной сети Hallmark, демонстрирующей лучшие классические фильмы для семейного просмотра, фиолетового цвета.
Цвет и потребитель
Психологи говорят, что каждый тип покупателей имеет свой любимый цвет: бюджетная группа реагирует на цвет морской волны и темно-синий, традиционных покупателей привлекают светлые оттенки розового и голубого; те, кто подчиняется импульсам реагируют на ярко-синий, красно-оранжевый и черный.
Цвет и дизайн очень актуальны и для посетителей сайтов, подсознательное приятное впечатление, визуальное удовольствие мотивируют приходить снова.
Сочетание цветов на странице или в логотипе компании должно быть выбрано в соответствии с товарами и услугами, которые они продвигают. Например, цвета, подавляющие аппетит (холодные оттенки зеленого, синий, фиолетовый), неуместны в рекламе пищевых продуктов и кафе. Холодная гамма не подходит для иллюстрации детских товаров.
Гендерная принадлежность тоже отражается на цветовосприятии: мужчины спокойнее чувствуют себя, воспринимая классические цвета и их сочетания: синий, зеленый, золотой, серый и черный. Женщины эмоционально откликаются на экзотические цвета и сочетания.
Удачный ход – мозаика. Разноцветные буквы и символы используются для передачи таких значений: рост, ценности, объединение, мультикультурность. Но есть мнение, что пестрые логотипы могут раздражать и плохо запоминаются. Хороший логотип содержит не более двух цветов.
Энергию символизирует перетекание одного цвета в другой, это непростой, но эффективный прием.
Сила восприятия зависит от насыщенности цвета, чем эмоциональнее должен быть отклик, тем насыщеннее цвета.
Создавая логотип, следует ориентироваться на эмоции, которые будет вызывать у потребителя эмблема компании.