Принципы НЛП в копирайтинге

Все прекрасно знают расшифровку аббревиатуры НЛП (нейро-лингвистическое программирование), но, если говорить простым языком – это искусство интеллектуальной манипуляции человеческим сознанием и мнениями. Многим копирайтерам принципы НЛП будет очень полезно узнать. Давайте в этом подробно разберемся.

1. Подстройка

И для копирайтера и для НЛП-иста очень важно знать свою целевую аудиторию. Знание модели мира клиента – гарантия успеха. Каждый человек говорит на своем собственном языке. И если вас раздражает определенная реклама или слоган, то это точно рассчитано не на вас, а на тех, кто покупает упомянутый в этой рекламе продукт. Итак, изучайте своего клиента и говорите на его языке. 

2. Игра со стереотипами

С этим нужно обращаться аккуратно. Но при правильном использовании стереотипы сыграют на руку автору. Только не путайте с использованием шаблонных фраз. Основная задача этого приема – вызвать стандартную реакцию читателя на определенный символ (раздражитель, обыгранную ситуацию и пр.). Например: У нас есть прекрасная идея, чем порадовать слабый пол в этот праздник.

3. Причина – следствие

Этот прием довольно старый и он будет работать еще долгие годы. Его принцип очень прост. Вы действуете на читателя, указывая в начале причину чего-то, а в конце следствие. Вот пример: Из-за того, что Вам часто приходится  … , Вас должно заинтересовать …

4. Условие и предоставление возможности

Эти приемы очень похожи, поэтому объединены в один пункт. Существует старая одесская истина, которая звучит следующим образом: „Чтобы что-то взять, нужно что-то дать”. Справедливо. Техника убеждения „Условие” работает так:  вы говорите своему читателю, что он получит что-то нужное и важное, как только сделает… (ну вы понимаете). Прием „Предоставление возможности” предполагает борьбу с сомнениями. Автор должен не доказывать, не навязывать, а советовать, как старый добрый друг. К наиболее ходовым в этом случае словам относятся: возможно, наверняка, можете, пожалуй и пр. К примеру:Вы можете самостоятельно убедиться в том, что вам нужно всего лишь…

5. Повторы

Старая и отлично работающая техника повторов известна очень многим. В копирайтинге есть „золотое правило успеха” – нужно повторять ключевую мысль не менее трех раз – в заголовке статьи, в ткани текста и перед конкретным призывом к действию.

6. Технология „три ДА” или „Трюизмы”

Этот прием еще называют цыганским. Реализовать его можно несколькими способами. Первый – вы задаете читателю 2-3 вопроса (их еще называют трюизмы), на которые он отвечает положительно и „добиваете” четвертым, на который читатель машинально ответит „Да”. Эта технология постоянно модернизируется и теперь ее реализуют еще так: автор дает характеристику продукта с помощью 2-3 утверждений, которые легко проверить, а затем предоставляет четвертое. Оно и становится внушением, убеждением. 

7. Постановка перед фактом или „Долг”

Немного выше, в 4 пункте, мы говорили о том, что автор предоставляет возможность читателю что-то сделать, выбрать, купить. Прием „Долг” наоборот деликатно намекает клиенту, что ему нужно делать без вариантов. Как правило, с этой мыслью читатель полностью согласен. Для удачной реализации этого приема автор должен расположить к себе целевую аудиторию и увлечь в текст: Чтобы это стало реальностью, вы должны…

8. „Номинализация”

Номинализация в НЛП – это процесс или глагол, превращенный в (абстрактное) существительное. То есть, номинализация основывается на употреблении существительных, которые невозможно потрогать, увидеть, понюхать, услышать и попробовать на вкус. Очень часто предложения с такими существительными считаются общепринятыми клише. Например: Обучение и дисциплина представляют собой основы процесса воспитания.Смысл  номинализации можно  выяснить, превратив  ее в  глагол  и  задаввопрос об упущенной информации: Кто кого номинализирует, и каким образом он это делает? В нашем случае: кто кого обучает и воспитывает, и как он это делает?

9. „Утерянный автор” и „Обобщение”

Эти два приема объединены в одну группу не случайно, ведь они работают по одной схеме. Метод „Утерянный автор” копирайтеры-профессионалы стараются не вводить в свой текст, но иногда все-таки используют. Смысл в том, что писатель употребляет выражения без конкретного автора.Прекрасно известно, что …Эксперты давно рекомендуют …Исследования доказывают, что …
И теперь „Обобщение”. Техника интересна тем, что копирайтер использует в тексте определенные устои, правила и принципы, с которыми почти каждый согласится, ведь читателю просто стыдно признать, что он этого не знал. Прием отлично работает на подсознательном уровне. Итак, обобщение – это техника, которая предполагает умелое оперирование аксиомами разного характера и использует следующие обороты:
Каждый знает, что …Все давно поняли, что …Согласно общепринятому правилу …

10.Просьба

Автор – хозяин положения. Это он должен вести своего читателя по тексту, обращая его внимание на важные элементы. Чтобы читатель не скучал, хорошие авторы просят его что-то сделать: представить, вспомнить, вообразить… Такой прием считается фишкой профессиональных авторов и этому нужно учиться.

11. Оценка

Способ очень прост, его часто используют в рекламных текстах. Автору следует дать какую-то оценку продукту или товару. Как правило, это делают с помощью перечисления аргументов и доказательств (точный, качественный, дешевый). Очень часто эту технику объединяют с „Правилом трех ДА”, которое мы упоминали в 6 пункте. Для этого используют правдивые эпитеты (два разминочных и третий контрольный): Этот автомобиль быстрый, мощный и надежный! 

12. Игра на слабостях

У каждого человека есть свои слабости. Ваш читатель не исключение. Если правильно сыграть на этих слабостях, можно привлечь к своему тексту много внимания. Например, слабость сладкоежек – кондитерские изделия и конфеты, шопоголиков – все, что можно купить… Мысль понятна, вот несколько примеров:
Существует абсолютно новый способ избавления от морщин, и о нем еще никто не знает.Как только ваша жена увидит этот кухонный комбайн, …Данное решение только для тех, кто настроен на абсолютный успех!

13. Нет слову Нет.

Отрицательные слова прекрасно распознаются нашим подсознанием. Это значит, что многие фразы с частичками -не-, -нет- принесут только вред. Подавляющее большинство усвоит, что продукт покупать нельзя.  Но! Есть такие моменты, когда запретные частицы, наоборот, привлекают внимание: Не читайте это сообщение!  Подобные заголовки вызывают максимальный интерес читателей. Пользуйтесь этой техникой, но по ситуации.
НЛП в отношении письменных текстов имеет 2 правила, которые нельзя нарушать:Первое – маркировка текста, расстановка акцентов, выделение главных мыслей. Сознание читателя очень удачно цепляется за эти маркеры. Более того, такой текст читается намного легче.Второе – правильное расположение идеи текста. Материал подается в виде перевернутой пирамиды. Проще говоря, читатель должен понять идею текста, даже не дочитав его до конца.И еще один момент. НЛП-сты рекомендуют выгодные варианты помещать в конец вопроса или предложения. Например: Прекрасный выход из этой ситуации – приобрести наш препарат.
Запомните! Нельзя злоупотреблять этими приемами. Копирайтер обязан понимать, что каждая его фраза должна использоваться в соответствии с характером текста. Слова должны быть уместны по отношению к ситуации. Автор не должен никому ничего навязывать. НЛП-исты советуют соглашаться с читателем, но аккуратно советовать при этом. Это наиболее правильная позиция. Хотя, встречается и другая рекомендация: убедить клиента, что у него все плохо, а потом продвигать свое решение вопроса. Подводя итоги, хочу сказать, что вдумчивое использование этих приемов может улучшить многие тексты на рекламном рынке. Нельзя не признать практическую ценность и пользу этих технологий, но придется научиться их правильно использовать.

Leave a comment