У брендинга и айдентики есть вполне логичные и хорошо запоминающиеся различия. Эти понятия часто смешивают, и приписывают смысл первого второму. Но некорректное использование этих терминов приводит к негативным последствиям.
Бренд и айдентика – разные понятия!
Среди маркетинговых терминов чаще всего неясности возникают в отношении «брендинга» и «айдентики». Эти понятия смешивают, приписывают смысл первого второму.
Некорректное использование этих ходовых сегодня терминов приводит в лучшем случае к недопониманию между сторонами диалога, в худшем — способно завалить проект.
У брендинга и айдентики есть вполне логичные и хорошо запоминающиеся различия.
Образ и материальное воплощение
Главное и основное различие в том, что брендинг, по сути, не имеет материального воплощения, это образ, идея, имидж.
Особенность этого образа заключается в том, что он формируется не только усилиями маркетологов, но и является гибким набором ассоциаций, которые могут изменяться под влиянием реакции потребителя. Если меняется целевая аудитория или ее потребности, возникает необходимость в ребрендинге.
А вот айдентика включает в себя набор вполне материальных объектов, которые можно увидеть. Айдентика зависит от характеристик бренда.
Брендбук и гайдлайн
Результатом брендиговых работ является брендбук, где фиксируются базовые ассоциации бренда, характеристики его имиджа, сформированные в сознании аудитории.
Например, на протяжении долгих лет «Газпром» формировал представление о своем бренде, как о национальном достоянии, массивном ресурсе. Бренд закрепил за собой такие эпитеты, как «надежный, долговечный, непоколебимый».
Айдентика работает на то, чтобы зритель визуально узнавал бренд. Для этого она использует символы, цветовую палитру, определенные шрифты и элементы, то есть большое количество графических средств выражения информации.
За основу айдентика берет платформу брендинга. Нематериальный образ компании с помощью айдентики обретает свое визуальное воплощение.
Итогом работ по айдентике становится появление гайдлайна (руководство по использованию фирменного стиля) — набора корпоративной графики во всех возможных вариациях по форме, цвету, размеру.
В случае с «Газпромом» элементами айдентики являются: логотип, визитки, сайт, оформление офиса, формы сотрудников, заправок и др. Корпоративный синий цвет выступает основообразующим элементом айдентики. Он работает на поддержание ассоциации с надежностью и стабильностью компании.
Яйцо или курица?
Глобальный вековой вопрос в отношении инструментов маркетинга имеет ясный ответ: начало всего — брендинг.
Перед разработкой визуального воплощения идеи бренда нужно эту идею максимально всесторонне выразить словами.
Сначала создается образ компании, ее цели и ценности, желаемый итоговый имидж. На основе этого уже ведется работа по айдентике.